Упражнение 91 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
91. 1. К какому стилю речи относится следующий текст? Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуйтесь информацией, которая представлена в таблице № 1 «Функциональные разновидности языка» (см.



Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
91. 1. К какому стилю речи относится следующий текст? Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуйтесь информацией, которая представлена в таблице № 1 «Функциональные разновидности языка» (см. приложение в конце учебника).
Церковь Ризоположения
На Соборной площади Московского Кремля между Грановитой палатой и Успенским собором находится небольшой одноглавый храм — церковь Ризоположения, которая была построена в 1485 году псковскими мастерами.
Тонкие стройные пилястры с капителями делят фасад здания на три части, каждая из которых оканчивается вверху аркой. Такие же арки украшают апсиды и портал. По стенам протянулись два орнаментальных пояса. Они выполнены из терракоты. Такие же пояски расположены и на трёх апсидах. Всё здание венчает шлемовидный купол, легко возносящийся на высоком цилиндрической формы барабане с прорезанными окнами, пропускающими свет внутрь здания.
(По Э. Саликовой)
Текст «Церковь Ризоположения» относится к научному стилю речи.
1. Сфера применения:
Научный стиль используется в учебниках, статьях, справочных пособиях.
Этот текст представляет собой учебное описание архитектурного памятника — то есть относится к учебно-научной сфере.
2. Задача речи:
Задача — сообщить научную информацию, объяснить устройство и особенности архитектуры церкви, передать систему знаний об объекте.
Пример:
«Тонкие стройные пилястры с капителями делят фасад здания на три части…» — передаётся точная и объективная информация.
3. Основные особенности:
• Обобщённо-отвлечённый характер,
• Подчёркнутая логичность,
• Смысловая точность,
• Информационная насыщенность,
• Отсутствие образности и эмоциональности.
Текст не выражает личных чувств, всё изложено строго и предметно.
4. Языковые средства:
а) Лексические:
• Используются абстрактные термины: капители, пилястры, апсида, портал, арка.
• Научные термины из области архитектуры.
• Нет образной и эмоциональной лексики.
б) Морфологические:
• Преобладание существительных (пилястры, портал, апсида) над глаголами.
• Часто употребляются отглагольные существительные (украшение, завершение — в подобных текстах).
• Используется единственное число с обобщающим значением (фасад, здание, купол).
в) Синтаксические:
• Сложноподчинённые предложения,
• Причастные обороты (расположенные на апсидах),
• Отсутствие экспрессии,
• Прямой порядок слов,
• Информационная плотность: каждое предложение несёт конкретное знание.
5. Типы речи:
Описание (внешний вид церкви, её архитектурные детали).
6. Жанр:
Текст относится к научно-популярному описанию или фрагменту учебного пособия.
2. Объясните, почему трудно понять содержание текста, если вы не знаете значения выделенных слов.
Вдумчиво прочитайте описание храма, уточняя по толковому словарику лексическое значение этих слов, а по этимологическому — их происхождение. Фотографии храма и некоторых архитектурных деталей также помогут вам лучше разобраться в содержании текста.
Трудно понять содержание текста, если не знаешь значения выделенных слов, потому что именно эти слова являются ключевыми для понимания темы.
В тексте о церкви Ризоположения описываются архитектурные элементы: пилястры, капители, арка, апсида, портал, терракота. Все они относятся к специальной научной терминологии, связанной с архитектурой.
Если читатель не знает, что такое, например, апсида или капитель, он не сможет представить внешний вид здания, понять, как устроен фасад, где располагаются декоративные элементы. Без этих знаний текст становится непонятным, даже если в целом построен грамотно.
Таким образом, незнание терминов мешает полноценно воспринять информацию, потому что термины — это носители точного смысла в научном тексте.
Лексические значение выделенных слов и их происхождение:
1. Пилястра – выступающая из стены четырёхгранная полуколонна, которая используется для членения плоскости стены. Лат. pila «колонна», «столб».
2. Капитель – верхняя часть колонны, расположенная между стволом опоры и горизонтальным перекрытием. Лат. capitellum «головка» (от лат. caput «голова»).
3. Арка – дугообразное перекрытие проёмов в стене или пространства между двумя опорами – столбами, колоннами и т. п. Лат. arcus «дуга», «изгиб».
4. Апсида – выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Греч. hapsis, Р. п. hapsidos «свод».
5. Портал – художественно оформленный главный вход в здание; сайт, с которого человек регулярно начинает свою работу в Интернете. Лат. porta «вход», «ворота».
6. Терракота – обожжённая цветная глина; разновидность керамики – неглазурованные керамические изделия из этой глины. Итaл. terra cotta («обожжённая земля») (от лат. terra «земля»).
3. Выпишите предложение с обособленными причастными оборотами. Причастия и глаголы записывайте поморфемно. Объясните постановку знаков препинания в этом предложении.
Всё здание венч-а-ет шлемовидный купол, легко воз-нос-ящ-ий-ся на высоком цилиндрической форме барабане с про-рез-а-нн-ыми окнами, про-пуск-а-ющ-ими свет внутрь.
Причастные обороты выделяются запятыми, если стоят после определяемого слова.
