Упражнение 185 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

185. Внимательно прочитайте текст. Выявите его стилеобразующие черты и языковые особенности: лексические, морфологические, синтаксические. Определите стиль текста. Психолингвистика как отдельная дисциплина возникла в 50-х гг.



Решение задачи: 185. Внимательно прочитайте текст. Выявите его стилеобразующие черты и языковые особенности: лексические, морфологические, синтаксические. Определите стиль текста. Психолингвистика как отдельная дисциплина возникла в 50-х гг.Решение задачи: 185. Внимательно прочитайте текст. Выявите его стилеобразующие черты и языковые особенности: лексические, морфологические, синтаксические. Определите стиль текста. Психолингвистика как отдельная дисциплина возникла в 50-х гг.Решение задачи: 185. Внимательно прочитайте текст. Выявите его стилеобразующие черты и языковые особенности: лексические, морфологические, синтаксические. Определите стиль текста. Психолингвистика как отдельная дисциплина возникла в 50-х гг.

Ниже вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:

185. Внимательно прочитайте текст. Выявите его стилеобразующие черты и языковые особенности: лексические, морфологические, синтаксические. Определите стиль текста.

Психолингвистика как отдельная дисциплина возникла в 50-х гг. XX в. в русле психологического направления и ставит своей задачей исследование процессов и механизмов речевой деятельности (порождения и понимания, или восприятия, речевых высказываний) в её соотнесённости с системой языка. Ей присуще стремление интерпретировать язык как динамическую, действующую, «работающую»* систему, обеспечивающую речевую деятельность (речевое поведение) человека. Её внимание направлено не на языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты) сами по себе, а на их психологическую реальность для говорящего человека, на их использование в актах порождения и в актах понимания высказываний, а также в усвоении языка. Она разрабатывает модели речевой деятельности и психофизиологической речевой организации индивида и осуществляет их экспериментальную проверку.

Психолингвистика решает свои практические задачи в тех условиях, когда методы «чистой» лингвистики недостаточны. Особое внимание уделяется речи в условиях тех или иных помех к общению, в затруднённых по тем или иным причинам условиях, в нестандартных ситуациях: детская речь, речь при различного рода патологиях, речь на иностранном языке при недостаточном его знании, речь в состоянии эмоционального возбуждения, коммуникация при помехах в канале связи или в искусственных человеко-компьютерных системах, общение в условиях использования «нестандартных» форм языка — просторечия, сленга, жаргона, местного говора.

Психолингвистика исследует следующие проблемы: психолингвистические единицы восприятия речи, этапы порождения и понимания речевого высказывания, обучение языку (особенно иностранному), речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии, клиника центрально-мозговых речевых нарушений, диагностика нервных заболеваний на основе наблюдений над речью, проблемы речевого воздействия (пропаганда, деятельность средств массовой информации, реклама), лингвистические аспекты авиационной и космической психологии, а также судебной психологии и криминалистики, вопросы организации внутреннего лексикона человека, проблемы машинного перевода, проблемы диалога человека и компьютера, автоматическая обработка текста, информатика, теория и практика искусственного интеллекта.

(И. Сусов)

Внимательно прочитайте текст. Выявите его стилеобразующие черты и языковые особенности: лексические, морфологические, синтаксические.

Текст относится к научному стилю речи. Стилеобразующие черты:

1. Терминологичность. Использование специализированных терминов, таких как «психолингвистика», «языковые единицы», «порождение и понимание речевых высказываний», «психолингвистические единицы восприятия речи».

2. Объективность и точность. Текст стремится к точности и объективности, избегая эмоциональных оценок и субъективных суждений.

3. Логическая структура. Текст организован логично и последовательно, с четким изложением фактов и идей.

4. Абстрактность. Текст содержит абстрактные понятия и теории, такие как «динамическая система языка» и «психофизиологическая речевая организация».

5. Отсутствие эмоциональности. Текст не содержит эмоциональных выражений или субъективных оценок, что характерно для научного стиля.

6. Сложное синтаксическое строение. Использование сложных предложений и конструкций для передачи сложных идей и взаимосвязей.

7. Обобщенность. Текст обобщает и систематизирует информацию, представляя её в виде общих закономерностей и принципов.

Лексические языковые особенности текста.

1. Использование научных терминов:

- психолингвистика

- речевая деятельность

- речевое поведение

- языковые единицы

- порождение и понимание речевых высказываний

- психолингвистические единицы восприятия речи

2. Абстрактные понятия:

- динамическая система языка

- психофизиологическая речевая организация

- этапы порождения и понимания речевого высказывания

3. Отсутствие разговорной и просторечной лексики:

- текст не содержит разговорных или просторечных выражений, что характерно для научного стиля.

4. Отсутствие образности и эмоциональности:

- текст не содержит образных выражений или эмоциональных оценок, что также характерно для научного стиля.

Морфологические языковые особенности текста:

1. Использование отглагольных существительных:

- порождение

- понимание

- восприятие

- усвоение

- воздействие

2. Конструкции с существительными в родительном падеже:

- исследование процессов и механизмов

- внимание направлено на психологическую реальность

- усвоение языка

3. Преобладание существительных и прилагательных:

- текст насыщен существительными и прилагательными, что характерно для научного стиля.

4. Отсутствие личных местоимений первого и второго лица:

- текст написан в безличном стиле, что также характерно для научного стиля.

5. Использование причастий и деепричастий:

- развивающаяся система

- обеспечивая речевую деятельность

Синтаксические языковые особенности текста:

1. Сложные предложения:

- текст содержит множество сложных предложений, что позволяет точно и детально передать сложные идеи и взаимосвязи.

2. Однородные члены предложения:

- тексте часто используются однородные члены предложения для перечисления различных аспектов или характеристик. Например: «Особое внимание уделяется речи в условиях тех или иных помех к общению, в затруднённых по тем или иным причинам условиях, в нестандартных ситуациях».

3. Обособленные члены предложения:

- в тексте присутствуют обособленные члены предложения, такие как причастные и деепричастные обороты, что позволяет выделить важные детали и уточнения. Например: «Ей присуще стремление интерпретировать язык как динамическую, действующую, «работающую систему, обеспечивающую речевую деятельность (речевое поведение) человека».

4. Вводные слова и конструкции:

- в тексте используются вводные слова и конструкции для структурирования информации и выражения отношения автора к излагаемому материалу.

5. Отсутствие обращений:

- в научном стиле, к которому относится данный текст, обращения практически не используются, что связано с его безличной и объективной направленностью.

Определите стиль текста.

Исходя из рассмотренных выше признаков, мы можем сделать вывод, что данный текст относится к научному стилю речи.