Упражнение 220 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)
220. Прочитайте лирическую эпиграмму С. Я. Маршака. Над прошлым, как над горною грядой, Твоё искусство высится вершиной. А без гряды истории седой Твоё искусство — холмик муравьиный.



Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
220. Прочитайте лирическую эпиграмму С. Я. Маршака.
Над прошлым, как над горною грядой,
Твоё искусство высится вершиной.
А без гряды истории седой
Твоё искусство — холмик муравьиный.
Какое значение имеет знание истории языка для понимания его современного состояния?
Знание истории языка играет ключевую роль в понимании его современного состояния. Историческая лингвистика изучает изменения в языке с течением времени, что позволяет выявить причины и закономерности этих изменений. Понимание эволюции языковых форм и структур помогает глубже осознать современные языковые явления и их функционирование.
Фердинанд де Соссюр, один из основоположников современной лингвистики, подчёркивал важность различения синхронического (изучение языка в определённый момент времени) и диахронического (изучение исторического развития языка) подходов. Он отмечал, что для полноценного понимания языка необходимо учитывать как его текущее состояние, так и исторические изменения, которые привели к этому состоянию.
Кроме того, язык тесно связан с культурой и историей народа. Изучение истории языка позволяет понять, как исторические события, контакты с другими культурами и внутренние социальные процессы влияли на развитие языка. Это, в свою очередь, способствует более глубокому пониманию культурных и исторических особенностей общества.
Таким образом, знание истории языка не только обогащает наше понимание его современного состояния, но и помогает осознать культурные и исторические процессы, формировавшие язык и общество.
В каких случаях этимология помогает запомнить современные написания слов? Приведите примеры.
Понимание этимологии слов — их происхождения и исторического развития — существенно облегчает запоминание их современного написания. Знание корней, приставок и суффиксов, из которых образовано слово, помогает понять его структуру и правильное написание. Рассмотрим несколько примеров:
1. Слово «народ»:
• Этимология: Происходит от сочетания приставки «на-» и корня «-род», связанного с рождением. Родственные слова: «родина», «родители», «урожай», «родной», «родня», «родственник».
• Правописание: Понимание связи с корнем «-род» помогает запомнить написание гласной «о» в корне слова «народ».
2. Слово «вчера»:
• Этимология: Образовано от слова «вечер» с добавлением суффикса «-а». Изначально означало «вечерний».
• Правописание: Знание происхождения слова помогает запомнить написание буквы «е» в корне, несмотря на то, что в современном языке она не проверяется ударением.
3. Слово «зеркало»:
• Этимология: Связано с корнем «-зер-», общим с глаголом «зреть» (смотреть).
• Правописание: Понимание этой связи помогает запомнить написание буквы «е» в корне слова «зеркало».
4. Слово «живопись»:
• Этимология: Состоит из корней «жив-» (жизнь) и «-пись» (писать). Буквально означает «жизненное письмо» или «изображение жизни».
• Правописание: Осознание составляющих частей слова помогает правильно писать букву «и» в корне «жив-».
Таким образом, изучение происхождения и истории слов не только обогащает наш словарный запас, но и способствует более лёгкому и осознанному усвоению правил их написания.
