Упражнение 53 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)

53. 1. Прочитайте текст. Расскажите о роли запятой в передаче смысла предложения, проанализированного в тексте. Как этот смысл передан в первом рисунке (см.



Решение задачи: 53. 1. Прочитайте текст. Расскажите о роли запятой в передаче смысла предложения, проанализированного в тексте. Как этот смысл передан в первом рисунке (см.Решение задачи: 53. 1. Прочитайте текст. Расскажите о роли запятой в передаче смысла предложения, проанализированного в тексте. Как этот смысл передан в первом рисунке (см.Решение задачи: 53. 1. Прочитайте текст. Расскажите о роли запятой в передаче смысла предложения, проанализированного в тексте. Как этот смысл передан в первом рисунке (см.

Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:

53. 1. Прочитайте текст. Расскажите о роли запятой в передаче смысла предложения, проанализированного в тексте. Как этот смысл передан в первом рисунке (см. с. 29)?

Ещё в Древней Греции был известен рассказ о завещании, в котором наследники обязывались поставить в память завещателя «статую золотую пику держащую». Завещание вызвало долгие споры. Одни полагали, что в нём требуется поставить «статую золотую, пику держащую».

Такое толкование завещания разорило бы наследников. Другие доказывали, что в завещании требуется поставить «статую, золотую пику держащую». Выполнение такого требования для наследников было бы вполне посильно.

(С. Абакумов)

Этот текст и рисунок отлично показывают, насколько важна запятая для понимания смысла предложения.

В завещании использовалась фраза: «статую золотую пику держащую», но разные варианты постановки запятой полностью меняли значение.

1. Первый вариант (слева на рисунке):

«Статую золотую, пику держащую»

Здесь запятая отделяет два определения, и создаётся впечатление, что нужно:

• одну золотую статую,

• и ещё одну пику, которую она держит.

Вывод: Нужно создать две отдельные части, а пика может быть не золотой. Это — дорого и сложно. Именно этот вариант показан на левом рисунке.

2. Второй вариант (справа на рисунке):

«Статую, золотую пику держащую»

Теперь запятая показывает, что «золотая пика держащая» — одно определение к слову «статую».

Вывод: Достаточно сделать одну статую, которая держит золотую пику. Это дешевле и проще. Этот вариант изображён на правом рисунке.

Роль запятой:

Запятая помогает установить смысловые границы между словами.

Она меняет структуру и значение всего выражения.

Без неё или при неверной постановке можно понять фразу совершенно иначе, как видно в этом примере.

Заключение: Запятая — это не просто знак. В данном тексте она влияет на толкование завещания и даже на материальные последствия для наследников. С помощью рисунков наглядно показано, как одна запятая может изменить всю суть высказывания.

2. Проведите морфемный и морфологический разборы выделенных слов.

Морфемный и морфологический разбор выделенных слов:

1. След – > следовать – > наследовать – > наследники.

2. Держать – > держащую.

*3. В первом и втором предложениях найдите слова, образованные бессуффиксным способом, и проведите их словообразовательный разбор.

Слова, образованные бессуффиксным способом:

Рассказ

Споры

4. Рассмотрите второй рисунок и объясните его лингвистический смысл. Докажите, что от постановки знака препинания в знаменитой фразе Казнить нельзя помиловать зависела жизнь человека. Сделайте выводы о связи смысла предложения и его интонационного и пунктуационного оформления.

На рисунке изображён царь с указом в руке, в котором написано: «Казнить нельзя помиловать», и рядом — человек-запятая с тревожным лицом и топором. Этот рисунок имеет глубокий лингвистический и жизненный смысл, ведь одна запятая решает судьбу человека.

Лингвистический смысл:

Фраза «Казнить нельзя помиловать» — пример того, как пунктуация (запятая) полностью меняет смысл высказывания:

1. Казнить, нельзя помиловать

> Запятая стоит после слова «казнить»

> Значение: помиловать нельзя, казнить — обязательно

> Приговор: смерть

2. Казнить нельзя, помиловать

> Запятая стоит после слова «нельзя»

> Значение: казнить нельзя, нужно помиловать

> Приговор: прощение

Вывод:

• Смысл предложения зависит от одного знака препинания — запятой.

• Интонация при чтении также меняется: в первом варианте — решительная, в другом — милующая.

• Это наглядно демонстрирует, что пунктуация не просто украшение текста, а смыслообразующий инструмент. В русском языке знаки препинания влияют на значение фразы, на её эмоциональную окраску и даже на судьбы — как в этом случае.

Именно поэтому запятая в виде человека с топором на рисунке изображена тревожной — ведь она решает, жить человеку или нет.