Упражнение 53 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
53. 1. Прочитайте текст. Расскажите о роли запятой в передаче смысла предложения, проанализированного в тексте. Как этот смысл передан в первом рисунке (см.
Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
53. 1. Прочитайте текст. Расскажите о роли запятой в передаче смысла предложения, проанализированного в тексте. Как этот смысл передан в первом рисунке (см. с. 29)?
Ещё в Древней Греции был известен рассказ о завещании, в котором наследники обязывались поставить в память завещателя «статую золотую пику держащую». Завещание вызвало долгие споры. Одни полагали, что в нём требуется поставить «статую золотую, пику держащую».
Такое толкование завещания разорило бы наследников. Другие доказывали, что в завещании требуется поставить «статую, золотую пику держащую». Выполнение такого требования для наследников было бы вполне посильно.
(С. Абакумов)
Этот текст и рисунок отлично показывают, насколько важна запятая для понимания смысла предложения.
В завещании использовалась фраза: «статую золотую пику держащую», но разные варианты постановки запятой полностью меняли значение.
1. Первый вариант (слева на рисунке):
«Статую золотую, пику держащую»
Здесь запятая отделяет два определения, и создаётся впечатление, что нужно:
• одну золотую статую,
• и ещё одну пику, которую она держит.
Вывод: Нужно создать две отдельные части, а пика может быть не золотой. Это — дорого и сложно. Именно этот вариант показан на левом рисунке.
2. Второй вариант (справа на рисунке):
«Статую, золотую пику держащую»
Теперь запятая показывает, что «золотая пика держащая» — одно определение к слову «статую».
Вывод: Достаточно сделать одну статую, которая держит золотую пику. Это дешевле и проще. Этот вариант изображён на правом рисунке.
Роль запятой:
Запятая помогает установить смысловые границы между словами.
Она меняет структуру и значение всего выражения.
Без неё или при неверной постановке можно понять фразу совершенно иначе, как видно в этом примере.
Заключение: Запятая — это не просто знак. В данном тексте она влияет на толкование завещания и даже на материальные последствия для наследников. С помощью рисунков наглядно показано, как одна запятая может изменить всю суть высказывания.
2. Проведите морфемный и морфологический разборы выделенных слов.
Морфемный и морфологический разбор выделенных слов:
1. След – > следовать – > наследовать – > наследники.
2. Держать – > держащую.
*3. В первом и втором предложениях найдите слова, образованные бессуффиксным способом, и проведите их словообразовательный разбор.
Слова, образованные бессуффиксным способом:
Рассказ
Споры
4. Рассмотрите второй рисунок и объясните его лингвистический смысл. Докажите, что от постановки знака препинания в знаменитой фразе Казнить нельзя помиловать зависела жизнь человека. Сделайте выводы о связи смысла предложения и его интонационного и пунктуационного оформления.
На рисунке изображён царь с указом в руке, в котором написано: «Казнить нельзя помиловать», и рядом — человек-запятая с тревожным лицом и топором. Этот рисунок имеет глубокий лингвистический и жизненный смысл, ведь одна запятая решает судьбу человека.
Лингвистический смысл:
Фраза «Казнить нельзя помиловать» — пример того, как пунктуация (запятая) полностью меняет смысл высказывания:
1. Казнить, нельзя помиловать
> Запятая стоит после слова «казнить»
> Значение: помиловать нельзя, казнить — обязательно
> Приговор: смерть
2. Казнить нельзя, помиловать
> Запятая стоит после слова «нельзя»
> Значение: казнить нельзя, нужно помиловать
> Приговор: прощение
Вывод:
• Смысл предложения зависит от одного знака препинания — запятой.
• Интонация при чтении также меняется: в первом варианте — решительная, в другом — милующая.
• Это наглядно демонстрирует, что пунктуация не просто украшение текста, а смыслообразующий инструмент. В русском языке знаки препинания влияют на значение фразы, на её эмоциональную окраску и даже на судьбы — как в этом случае.
Именно поэтому запятая в виде человека с топором на рисунке изображена тревожной — ведь она решает, жить человеку или нет.



