Вопросы на стр.31 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)

- Прочитайте эпиграф и объясните его смысл. Эпиграф А. А. Потебни «Язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать её...» говорит о творческой роли языка в мышлении человека.



Решение задачи: - Прочитайте эпиграф и объясните его смысл. Эпиграф А. А. Потебни «Язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать её...» говорит о творческой роли языка в мышлении человека.Решение задачи: - Прочитайте эпиграф и объясните его смысл. Эпиграф А. А. Потебни «Язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать её...» говорит о творческой роли языка в мышлении человека.Решение задачи: - Прочитайте эпиграф и объясните его смысл. Эпиграф А. А. Потебни «Язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать её...» говорит о творческой роли языка в мышлении человека.

Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:

- Прочитайте эпиграф и объясните его смысл.

Эпиграф А. А. Потебни «Язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать её...» говорит о творческой роли языка в мышлении человека.

Объяснение смысла:

На первый взгляд может показаться, что язык нужен только для того, чтобы передавать мысли, которые уже сформированы в голове. Но Потебня подчёркивает, что язык – это не просто «обёртка» для мысли, а инструмент её создания.

Когда человек говорит, пишет или формулирует свою мысль, он именно в этот момент её осмысливает, уточняет, оформляет. Без слов мы часто не можем ясно представить себе даже то, что чувствуем или понимаем. Мы мысленно «думаем словами», а значит – формируем мысль в процессе речи.

- Назовите основные признаки текста (см. упр. 10).

Основные признаки текста:

— единство темы;

— наличие основной мысли (идеи);

— завершённость, смысловая законченности;

— логическая связь частей текста;

— смысловая и грамматическая связь предложений;

— стилевое единство;

— соответствие текста заданному (или выбранному) типу речи.

- Какие типы речи вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.

Основные типы речи:

1. Повествование

Что делает: рассказывает о событиях в определённой последовательности.

Отличительные черты: действия, развитие сюжета, глаголы в прошедшем времени.

Вопросы: Что случилось? Как это было?

Пример: Утром он вышел из дома, прошёл по тропинке и увидел первый снег.

2. Описание

Что делает: передаёт картину предмета, человека, природы, явления.

Отличительные черты: прилагательные, причастия, устойчивое состояние.

Вопросы: Какой? Как выглядит?

Пример: Дом был старый, деревянный, с покосившейся крышей и резными ставнями.

3. Рассуждение

Что делает: выражает размышления, объясняет явления, доказывает мысль.

Отличительные черты: логическая структура (тезис, аргумент, вывод), вводные слова.

Вопросы: Почему? Зачем? Каковы причины и следствия?

Пример: Я считаю, что язык — это главное богатство человека. Ведь с его помощью мы не только общаемся, но и думаем.

- Объясните, как вы понимаете следующее высказывание: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». (М. Горький)

Высказывание Максима Горького «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать» подчёркивает важность осознанности и подготовки перед созданием текста.

Смысл высказывания:

1. Что хочу написать?

Это вопрос о теме и содержании. Автор должен чётко понимать, о чём будет его текст, какую информацию или мысль он хочет донести.

Без этого текст будет расплывчатым и бессодержательным.

2. Как написать?

Это вопрос о форме изложения:

– какой тип речи выбрать (повествование, описание, рассуждение),

– какой стиль использовать (официальный, художественный, разговорный),

– как построить текст (структура, порядок мыслей).

Этот выбор помогает сделать речь ясной, логичной и выразительной.

3. Для чего написать?

Это вопрос о цели:

– зачем пишется текст?

– чтобы проинформировать, вдохновить, убедить, передать чувства?

Цель влияет на тон, стиль и содержание.

Вывод:

Горький учит нас тому, что написание текста — это не случайный процесс, а обдуманная работа, требующая ясной цели, понимания содержания и продуманной формы выражения. Только тогда текст будет действительно сильным и убедительным.

- Бегло просмотрите текст и определите, какой теме он посвящён. Затем вдумчиво прочитайте текст и перескажите его, используя при этом информацию, содержащуюся в соответствующей схеме (см. форзац).

Язык — важнейшее средство общения, которое объединяет людей, регулирует их взаимоотношения, даёт возможность человеку активно участвовать в жизни общества, проявлять свои лучшие качества. Язык — это надёжная связь поколений, сокровищница веками накопленных знаний и народной мудрости.

Роль языка в жизни каждого человека и в жизни общества в целом настолько велика и многообразна, что в лингвистике существуют разные мнения о том, какие функции языка являются основными. Одна из самых распространённых в науке точек зрения представлена в виде схемы «Основные функции языка», которая помещена на форзаце учебника.

Тема текста: значение и функции языка в жизни человека и общества.

Пересказ:

Язык — это главное средство общения между людьми. Он помогает им понимать друг друга, строить отношения, участвовать в жизни общества и проявлять себя. Благодаря языку сохраняются знания, мудрость, опыт предыдущих поколений.

Язык играет огромную роль как в жизни отдельного человека, так и всего общества. Его значение настолько велико, что учёные-лингвисты по-разному объясняют, какие функции языка считаются главными.

Основными функциями языка являются коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, социальная и эстетическая.

- С помощью этимологического словарика определите происхождение слов, обозначающих основные функции языка. Пользуясь указанной схемой (см. форзац), расскажите о происхождении и значении терминов, обозначающих функции языка.

Когнитивный. Лат. cognoscere «понимать», «осознавать».

Коммуникативный. Лат. communicare «делать общим», «связывать», «общаться».

Кумулятивный. Лат. cumulatio «увеличение», «скопление».

Социальный. Лат. societis «общественный».

Эстетический. Греч. aisthetes «чувствующий».