Вопросы на стр.31 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
- Прочитайте эпиграф и объясните его смысл. Эпиграф А. А. Потебни «Язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать её...» говорит о творческой роли языка в мышлении человека.



Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
- Прочитайте эпиграф и объясните его смысл.
Эпиграф А. А. Потебни «Язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать её...» говорит о творческой роли языка в мышлении человека.
Объяснение смысла:
На первый взгляд может показаться, что язык нужен только для того, чтобы передавать мысли, которые уже сформированы в голове. Но Потебня подчёркивает, что язык – это не просто «обёртка» для мысли, а инструмент её создания.
Когда человек говорит, пишет или формулирует свою мысль, он именно в этот момент её осмысливает, уточняет, оформляет. Без слов мы часто не можем ясно представить себе даже то, что чувствуем или понимаем. Мы мысленно «думаем словами», а значит – формируем мысль в процессе речи.
- Назовите основные признаки текста (см. упр. 10).
Основные признаки текста:
— единство темы;
— наличие основной мысли (идеи);
— завершённость, смысловая законченности;
— логическая связь частей текста;
— смысловая и грамматическая связь предложений;
— стилевое единство;
— соответствие текста заданному (или выбранному) типу речи.
- Какие типы речи вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.
Основные типы речи:
1. Повествование
Что делает: рассказывает о событиях в определённой последовательности.
Отличительные черты: действия, развитие сюжета, глаголы в прошедшем времени.
Вопросы: Что случилось? Как это было?
Пример: Утром он вышел из дома, прошёл по тропинке и увидел первый снег.
2. Описание
Что делает: передаёт картину предмета, человека, природы, явления.
Отличительные черты: прилагательные, причастия, устойчивое состояние.
Вопросы: Какой? Как выглядит?
Пример: Дом был старый, деревянный, с покосившейся крышей и резными ставнями.
3. Рассуждение
Что делает: выражает размышления, объясняет явления, доказывает мысль.
Отличительные черты: логическая структура (тезис, аргумент, вывод), вводные слова.
Вопросы: Почему? Зачем? Каковы причины и следствия?
Пример: Я считаю, что язык — это главное богатство человека. Ведь с его помощью мы не только общаемся, но и думаем.
- Объясните, как вы понимаете следующее высказывание: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». (М. Горький)
Высказывание Максима Горького «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать» подчёркивает важность осознанности и подготовки перед созданием текста.
Смысл высказывания:
1. Что хочу написать?
Это вопрос о теме и содержании. Автор должен чётко понимать, о чём будет его текст, какую информацию или мысль он хочет донести.
Без этого текст будет расплывчатым и бессодержательным.
2. Как написать?
Это вопрос о форме изложения:
– какой тип речи выбрать (повествование, описание, рассуждение),
– какой стиль использовать (официальный, художественный, разговорный),
– как построить текст (структура, порядок мыслей).
Этот выбор помогает сделать речь ясной, логичной и выразительной.
3. Для чего написать?
Это вопрос о цели:
– зачем пишется текст?
– чтобы проинформировать, вдохновить, убедить, передать чувства?
Цель влияет на тон, стиль и содержание.
Вывод:
Горький учит нас тому, что написание текста — это не случайный процесс, а обдуманная работа, требующая ясной цели, понимания содержания и продуманной формы выражения. Только тогда текст будет действительно сильным и убедительным.
- Бегло просмотрите текст и определите, какой теме он посвящён. Затем вдумчиво прочитайте текст и перескажите его, используя при этом информацию, содержащуюся в соответствующей схеме (см. форзац).
Язык — важнейшее средство общения, которое объединяет людей, регулирует их взаимоотношения, даёт возможность человеку активно участвовать в жизни общества, проявлять свои лучшие качества. Язык — это надёжная связь поколений, сокровищница веками накопленных знаний и народной мудрости.
Роль языка в жизни каждого человека и в жизни общества в целом настолько велика и многообразна, что в лингвистике существуют разные мнения о том, какие функции языка являются основными. Одна из самых распространённых в науке точек зрения представлена в виде схемы «Основные функции языка», которая помещена на форзаце учебника.
Тема текста: значение и функции языка в жизни человека и общества.
Пересказ:
Язык — это главное средство общения между людьми. Он помогает им понимать друг друга, строить отношения, участвовать в жизни общества и проявлять себя. Благодаря языку сохраняются знания, мудрость, опыт предыдущих поколений.
Язык играет огромную роль как в жизни отдельного человека, так и всего общества. Его значение настолько велико, что учёные-лингвисты по-разному объясняют, какие функции языка считаются главными.
Основными функциями языка являются коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, социальная и эстетическая.
- С помощью этимологического словарика определите происхождение слов, обозначающих основные функции языка. Пользуясь указанной схемой (см. форзац), расскажите о происхождении и значении терминов, обозначающих функции языка.
Когнитивный. Лат. cognoscere «понимать», «осознавать».
Коммуникативный. Лат. communicare «делать общим», «связывать», «общаться».
Кумулятивный. Лат. cumulatio «увеличение», «скопление».
Социальный. Лат. societis «общественный».
Эстетический. Греч. aisthetes «чувствующий».
