Упр.129 ГДЗ Ладыженская Баранов 6 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 6 класс, Просвещение:

Прочитайте текст. Определите его тему, главную мысль, принадлежность к функциональной разновидности языка и функционально-смысловой тип речи. Составьте назывной план.

Кратко в 2—3 предложениях устно попытайтесь ответить на вопрос автора, постарайтесь не повторять его мысли.

Могу биться об заклад: в моём детстве всё было не так, как теперь. И если не понявший меня задаст уточняющий вопрос — лучше или хуже? — я воскликну, не сомневаясь: лучше! В тысячу, в миллион раз, и не подумайте, что я занудливый, скрипучий старик, которому ничего вокруг не нравится, всем он недоволен, только и знает приговаривает: «А вот раньше, а вот тогда...» Нет, пока что я не старик, и дело тут совсем в другом.

Дело в том, что в моём детстве действительно всё было лучше. Например, цвело больше одуванчиков — да, да!

Теперь они прячутся куда-то подальше, на дальние лесные поляны, и в городе робко выглядывают из-за кустов редкими жёлтыми глазками, а в моём детстве они росли рядом с тротуарами, рядом с дорогой, и, когда ты шёл по городской улице, тебе казалось, что ты идёшь ну просто по солнцу! Жёлтые поляны слепили глаза, и надо было щуриться, чтобы не споткнуться о тротуарину, которая то прогнётся дугой, то выдвинется боком, то завирюхается под ногой от древности. Ранним летом тогда вообще можно было поправить настроение на улице. Расстроился чем-нибудь, огорчился — выйди на улицу, когда одуванчики цветут, пройди два квартала солнечной дорожкой, да ещё сверни на пустырь возле школы, где одуванчиков море разливанное, и будешь ещё вспоминать, что это такое тебя расстроило, какая неприятность: одуванчики ярким цветом своим сотрут всё в голове, а если уж не сотрут до конца, то вроде бы неприятности твои отодвинут вдаль, и они окажутся уже мелкими и нестрашными. Вроде как одуванчики волшебством каким обладают. <...>

В моём детстве было больше воды в нашей старой реке и её не рассекали песчаные отмели — это уж всякий подтвердит, даже учёные. В моём детстве в реке была рыба, клевали на удочку здоровущие окуни, не то что сейчас, всякая мелкота! В моём детстве было больше птиц, и почему-то среди всех других — стрижей. <...>

По стрижам мы всегда узнавали погоду: если летят понизу, прямо над твоей головой, с лёгким шелестом разрезая воздух, значит, к дождю, а если вьются в бездонной высоте мелкими точками, значит, к вёдру, можно не опасаться — самая надёжная примета.

Человек радуется, когда он взрослеет. Счастлив, что расстаётся с детством. Как же! Он самостоятельный, большой, мужественный! И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьёзной. Но потом... Потом становится грустно.

И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает всё дальше и дальше от берега своего единственного детства.

Вот снесли дом, в котором ты рос, и в сердце у тебя возникла пустота. Вот закрыли детский садик, в который ты ходил, — там теперь какая-то контора. А потом ты узнал: умерла Анна Николаевна, твоя первая учительница. <...>

Без детства холодно на душе.

Когда человек взрослеет, у него тускнеют глаза. Он видит не меньше, даже больше, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая, как раньше.

Мне кажется, в моём детстве всё было лучше. Носились стрижи над головой, расцветало море одуванчиков, а в речке клевала рыба. Мне кажется, всё было лучше, но я знаю, что заблуждаюсь. Кому дано волшебное право сравнивать детства? Какой счастливец смог дважды начать свою жизнь, чтобы сравнить два начала?

Нет таких. Моё детство видится мне прекрасным, и такое право есть у каждого, в какое бы время он ни жил. Но жаль прогонять заблуждение. Оно мне нравится и кажется важным.

Я понимаю: в детстве есть похожесть, но нет повторимости. У всякого детства свои глаза.

* * *

Как бы сделать так, чтобы, несмотря ни на что, мир остался по-детски ненаглядным?

Как бы сделать?

Неужели нет ответа?

(А. Лиханов. «Магазин ненаглядных пособий»)

Тема: Воспоминания о детстве и восприятие мира в разные периоды жизни.

Главная мысль: Взрослея, человек начинает идеализировать своё детство, считая, что в то время всё было лучше, но это восприятие субъективно и у каждого поколения своё неповторимое детство.

Функциональная разновидность языка: Публицистический стиль, так как текст содержит размышления и адресован широкой аудитории.

Функционально-смысловой тип речи: Рассуждение, так как автор анализирует свои воспоминания о детстве и делает выводы о восприятии детства в целом.

Назывной план

1. Детские воспоминания

2. Одуванчики и их волшебство

3. Река и рыба в детстве

4. Птицы и приметы

5. Радость взросления и грусть по детству

6. Потери и пустота

7. Утраченные краски

8. Субъективность восприятия детства

9. Похожесть и неповторимость детства

10. Вопрос о сохранении детского восприятия мира

Ответ на вопрос автора

Детство кажется нам особенным и волшебным, потому что мы вспоминаем его с теплотой и ностальгией. Сохранить детское восприятие мира можно, если мы будем ценить и наслаждаться простыми радостями жизни, оставаться открытыми новому и бережно относиться к воспоминаниям.

Прочитайте текст. На основе какого сходства собачий инструктор Кошкин придумал имя щенку? Как называется это средство выразительности?

Кошкин стал думать; "Как же назвать этого лоботряса? На букву "А", значит... Арбуз? Агурец? Нет, постой, "огурец" — на букву "О"..."

— Ну и задал ты мне задачу! — сказал Кошкин щенку. Кошкин долго перебирал в уме все слова, какие знал на букву "А".

Наконец он придумал ему имя и даже засмеялся от удовольствия, Имя получилось такое — Алый.

— Почему Алый? — удивлялись пограничники, — Он серый весь, даже чёрный.

— Погодите, погодите, — отвечал Кошкин. — Вот он высунет язык — сразу поймёте, почему он Алый.

Собачий инструктор Кошкин придумал щенку имя «Алый» по цвету языка. Это средство выразительности называется метафора – вид тропа, состоящий в употреблении слов в переносном значении на основе какого-либо сходства.

Прочитайте текст. Назовите неологизмы, которые появились в языке в связи с освоением космоса. Какие из них прочно вошли в нашу речь?

НАЧАЛО И ПРОДОЛЖЕНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ

Начало освоения космоса связано с достижениями России. 4 октября 1957 года в нашей стране был запущен первый в мире спутник.

12 апреля 1961 года первый на земле космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле совершил один оборот вокруг нашей планеты.

17 ноября 1970 года на Луну был доставлен первый в мире планетоход, который назвали луноходом. С его помощью получены и доставлены на Землю более 25 тысяч фотографий Луны, данные физических и химических исследований лунной поверхности.

17 июня 1992 года Россия и США заключили соглашение о сотрудничестве в исследовании космоса. В соответствии с ним Российское космическое агентство (Роскосмос) и Национальное управление США по аэронавтике и освоению космоса (НАСА) разработали совместную программу использования российской орбитальной станции «Мир» и американских многоразовых космических кораблей шаттлов.

Однако уже 2 сентября 1993 года вице-президент США и председатель Совета министров РФ объявили о новом проекте «подлинно международной космической станции». С этого момента официальным названием станции стало МКС (Международная космическая станция).

В настоящее время проекты в области освоения космоса успешно реализуются многими странами, в работе МКС участвуют 16 государств.

Вариант ответа 1

Неологизмы, появившиеся в языке в связи с освоением космоса:

космос, спутник, космонавт, космический корабль, планетоход, луноход, орбитальная станция, шаттл, космическая станция, МКС.

Неологизмы, прочно вошедшие в нашу речь:

космос, спутник, космонавт, космический корабль, орбитальная станция.

Вариант ответа 2

Неологизмы, которые появились в языке в связи с освоением космоса: космос, спутник, космонавт, космический корабль, планетоход, луноход, Роскосмос, НАСА, орбитальная станция, шаттл, МКС.

Прочно вошли в нашу речь (стали общеупотребительными словами): космос, космонавт, спутник.