Упражнение 389 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
389. Письмо по памяти. 1. Выразительно прочитайте стихотворение. Охарактеризуйте тропы и фигуры речи, которыми пользуется автор. Найдите обособленные члены предложения и определите их роль в данном тексте.


Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
389. Письмо по памяти. 1. Выразительно прочитайте стихотворение. Охарактеризуйте тропы и фигуры речи, которыми пользуется автор.
Найдите обособленные члены предложения и определите их роль в данном тексте.
У моря
Так вот оно, море!.. Горит бирюзой,
Жемчужною пеной сверкает!..
На влажную отмель волна за волной
Тревожно и тяжко взбегает...
Взгляни, он живёт, этот зыбкий хрусталь,
Он стонет, грозит, негодует...
А даль-то какая!.. О, как эта даль
Усталые взоры чарует!
Сын края метелей, туманов и вьюг,
Сын хмурой и бледной природы,
Как пылко, как жадно я рвался на юг,
К вам, мерно шумящие воды!..
(С. Надсон)
Автор использует следующие тропы и фигуры:
• метафоры (горит бирюзой; жемчужною пеной сверкает),
• олицетворения (волна зв волной взбегает; хрусталь стонет, грозит, негодует),
• эпитеты (жемчужною пеной сверкает; зыбкий хрусталь), риторическое обращение (взгляни; мерно шумящие воды),
• риторическое восклицание (Так вот оно, море! А даль-то какая!),
• лексический повтор (волна за волной; даль - даль),
• ряды однородных членов (горит, сверкает; тревожно и тяжко; метелей, туманов и вьюг),
• анафора (Сын края метелей, туманов и вьюг, // Сын хмурой и бледной природы).
Обособленные определения:
• Взгляни, он живёт, этот зыбкий хрусталь…
• Сын края метелей, туманов и вьюг,
Сын хмурой и бледной природы,
Как пылко, как жадно я рвался на юг…
Обособленные определения придают высказыванию образность, служат усилению эмоциональной составляющей сообщения
2. Обратитесь к картинам И. К. Айвазовского «Лунная ночь. Купальня в Феодосии» и «Буря на Чёрном море» (см. часть 2 учебника). Совпадает ли по настроению и содержанию стихотворение Семёна Яковлевича Надсона (1862—1887) с одной из этих картин? Обоснуйте свою точку зрения.
На мой взгляд, стихотворение Семёна Яковлевича Надсона совпадает по настроению и содержанию с картиной И.К. Айвазовского «Буря на Чёрном море», так как в стихотворении есть строки, в которых говорится о том, что море сверкает жемчужной пеной, волна за волной тревожно и тяжко взбегает на отмель, море стонет, грозит, негодует.
3. Проведите пунктуационный анализ текста, объясняя постановку каждого знака препинания.
У моря
Так вот оно, (перед уточнением) море!.. (восклиц. предл.; многоточие – пауза в выскзыв.) Горит бирюзой, (запятая разделяет однород. сказ.)
Жемчужною пеной сверкает!.. (восклиц. предл.; многоточие – пауза в выскзыв.)
На влажную отмель волна за волной
Тревожно и тяжко взбегает… (многоточие – пауза в выскзыв.)
Взгляни, (запятая разделяет части слож. предл.) он живёт, (запятая выделяет обособл. определ, отделённое от опред. сл. другими чл. предл.) этот зыбкий хрусталь, (запятая разделяет части слож. предл.)
Он стонет, грозит, (запятые разделяют. однород. сказ.) негодует… (многоточие – пауза в выскзыв.)
А даль-то какая!.. (восклиц. предл.; многоточие – пауза в выскзыв.) О, (запятая выделяет межд.) как эта даль
Усталые взоры чарует! (восклиц. предл.)
Сын края метелей, (запятая разделяет однород. дополн.) туманов и вьюг, (запятая разделяет согл. распростр. однород. определ., относящ. к лич. мест.)
Сын хмурой и бледной природы, (запятая выделяет согл. распростр. определ., относящ. к лич. мест.)
Как пылко, (запятая разделяет однород. обст.) как жадно я рвался на юг, (запятая выделяет уточнение)
К вам, (запятая выделяет обращ.) мерно шумящие воды!.. (восклиц. предл.; многоточие – незаконч. мысль) (С. Надсон)
4. Выучите стихотворение наизусть, напишите его по памяти, проверьте и оцените свою работу.
Самостоятельная работа.
